Конкурсная работа Станислава Макутова. Общеобразовательная школа. Уфа, Россия.

Под номером 39 в Архиконкурсе 2012 будет участвовать дипломная работа выпускника Башкирского архитектурно-строительного колледжа Макутова Станислава. С изменениями системы образования и общественной жизни в целом, по мнению конкурсанта, должен меняться и облик современных школ. Это уже второй проект школы, который будет претендовать на главный приз. Не забываем поддерживать конкурсные работы участников в социальных сетях.

Номинация: Архитектура

Общеобразовательная школа. Визуализация с высоты птичьего полета.

Причины выбора темы

Общество, да и само время требует изменения облика современной школы. Должны появиться большие светлые холлы, бассейны и музыкальные залы, а площадь школьных зданий необходимо увеличить в расчете на одного учащегося с 12 до 20 квадратных метров. Школе требуется больше пространства для организации проектной деятельности, работы в малых группах, для творческих занятий, кружковой и студийной работы. Нужны кабинеты психологов и других специалистов.

К сожалению, в нашей стране в области архитектуры школьных зданий не так много интересных проектов, в основном производится реконструкция школ прошлых лет, и к ним пристраиваются блоки разного назначения.

Специфика учебно-воспитательного процесса определяется характером современных постиндустриальных общественных отношений, в которых доминирующим ресурсом являются знания и информация, научные разработки становятся главной движущей силой экономики, а ценными личностными качествами являются уровень активного знания и креативность. Цель образования в таком обществе – личная самореализация; метод – всестороннее развитие; сроки – в течение всей жизни. В России данный подход нашел свое отражение в приоритетном проекте «Образование», в рамках которого предусматривается реформирование системы общего среднего образования.

Общеобразовательная школа. Визуализация с высоты птичьего полета.

Таким образом, цель архитектора заключается в проектировании среды для осуществления максимального количества функций, необходимых для всестороннего гармоничного развития человека. Изменению должна подвергнутся не только структура школьных пространств, из которых сейчас совершенно исключена предрасположенность к самопознанию – залогу качественной интеллектуальной деятельности, но также должна измениться и роль школы в структуре всего жилого квартала. Она должна перестать быть «вещью в себе», одним из объектов, огороженных забором; она должна «раскрыться», став центром активного отдыха и познавательного досуга для человека.

В рамках работы по расширению функциональной базы школы не стоит забывать и об экономической стороне вопроса. На практике именно экономика будет определять объем и качество предлагаемых решений. В этом отношении идея школы-комплекса, изложенная выше, может быть желательной не только с точки зрения соответствия функциям учебно-воспитательного процесса, но и быть экономически выгодной. Примеры активного использования функциональных ресурсов школы в повседневной жизни города уже существуют в зарубежной практике. Поиску новых механизмов экономической самостоятельности школ уделено внимание и в российском проекте «Образование».

Первостепенной же задачей для архитектора является определение современных учебно-воспитательных функций и изучение их роли в формировании архитектуры школы. В связи с этим можно выделить две группы таких функций: влияющих на типологию пространства и формирующих его образ. Содержание этих групп должно учитывать возрастные физиологические и психологические особенности ученика. Такая взаимосвязь может быть выражена посредством концентрической модели «функция–архитектура–школьник». Важным же условием для ее работы будет являться определенный ряд внешних факторов, классифицированных по уровням воздействия.

Общеобразовательная школа. Визуализация с высоты птичьего полета.

Учет природных и социо-культурных условий в архитектуре может обеспечить целостность всего учебно-воспитательного процесса будущего. В этом случае школа, как один из главных объектов на жизненном пути любого человека, должна являться практическим примером взаимосвязи природы-человека-общества. Такой подход должен стать идеей школьного здания – импульсом для интеллектуального развития ребенка. И хотя архитектура, как говорят, не может быть лучше того общества, для которого она создается, она может предоставлять максимально полный спектр возможностей для самопознания человека и тем самым двигать развитие общества вперед.

Градостроительное решение проектируемого объекта

В современной архитектуре интенсивно развивается направление создания гармонии между ландшафтом, человеком и собственно архитектурой, здания и окружения. Это привело к попыткам превозмочь привычное понятие архитектуры, как объекта, самого по себе являющегося оболочкой, отделяющей функцию от среды (ландшафта и климата). Это направление получило название «Лэндформной архитектуры».

Новый способ осмысления ландшафта в Ландформ Аркитектуре в основе своей содержит переход от идеи почвы как платформы для объекта, к равновесию между окружением и объектом. Тогда архитектура воспринимает площадку (основу),как эффективную систему. “Существующая почва – основа для системы”, “поддерживающая” законы существования гармоничных решений. Такие решения называют операции (способы), которые, внедряясь в концепцию, формализуют архитектуру. При этом различным операциям соответствуют различные архитектурные объемы. С помощью этих операций (способов) можно преобразовать почву и архитектуру в единую структуру, в которой выделяются новые неоднозначные и впечатляющие архитектурные объемы и пространства.

Общеобразовательная школа. Визуализация входной группы младшего блока

В Лэндформе решение ландшафта более значимо чем решение самого объема. Широкие возможности применения новых конструкций и технологий, позволяют деформировать классические (евклидовы) формы, организовывая динамичные пространства, потоки и их сопряжения на разных уровнях.”Искусственный пейзаж” или «разработка рельефа» теперь находится не только на крыше здания, а плавно перетекает на решение генплана, объединяя здание и окружение в единый ансамбль.

Было принято решение сформировать ступенчатую структуру генерального плана участка и разбить при помощи террасирования участок на три ступени. Террасы являются единым пространством и связаны между собой вертикальными коммуникациями (лестницы и внешние лифты). Так же две из трех террас оснащены спортивными площадками. Все террасы озеленены. На второй террасе располагается хозяйственная зона, на первой располагается временная парковка.

Здание школы развивается горизонтально, равномерно распределяясь по рельефу и внутри него.

Архитектурно-стилевые, объемно-планировочные и конструктивные решения

Здание общеобразовательной школы состоит из трех: здания старшего, младшего и общественного блоков. Старший блок расположен на верхней террасе, имеет форму параллелепипеда. Старший блок имеет галерейную структуру, помещения расположены вокруг большого холла по центру с атриумным пространством. Холл имеет верхнее естественное освещение через эллипсовидный фонарь. На второй террасе и частично под первой террасой находится следующий блок школы – общественный, он связан со старшим блоком незадымляемыми лестнично-лифтовыми узлами, состоит из двух этажей и так же имеет собственные входы со второй платформы. Кровля второго блока полностью эксплуатируемая.

Общеобразовательная школа. Визуализация вида с балкона общественного блока

В состав помещений второго блока входят: спортивный зал для учащихся старшего блока, обширную двухъярусную библиотеку освещаемую через потолочный фонарь, административную часть школы, столовую с кухонным блоком, актовый зал, медицинский блок и некоторые учебные помещения. Посреди общественного блока так же как у старшего имеется эллипсовидный потолочный фонарь, освещающий большой холл со входной группой. Фонарь старшего и общественного блоков связаны бионической, стеклянной конструкцией, напоминающий водопад. На третьей ступени территории находится младший блок, соединяющийся с общественным блоком незадымляемой противопожарной лестнично-лифтовой клеткой. Младший блок оснащен спортивным залом, находящимся под эксплуатируемой кровлей и имеющее боковое естественное освещение. Младший блок имеет галерейную структуру, помещения расположены вокруг обширного холла с потолочным фонарем эллипсовидной формы. На эксплуатируемых кровлях общественного и младшего блоков расположены зоны рекреации, имеющие парковую структуру.

Идейно-художественная выразительность

В условиях плотной городской застройки и сложного рельефа был выбран именно этот образ школы по причине наиболее выгодного решения пространства генерального плана участка. Были использованы актуальные в наше время приемы Лэнд морфинга в сочетании с бионикой и строгими формами конструктивизма. Часть учебного комплекса находится под землей, при этом использован каждый квадратный метр территории участка. Для смягчения строгости и лаконичности форм зданий и террас были использованы приемы бионики, которые очень органично вписались в общий вид генерального плана.

Общеобразовательная школа. Визуализация вида с балкона общественного блока

В качестве основных материалов были выбраны бетон, стекло, металл и дерево. Если стекло и бетон используются по всей территории постройки, то металл используются лишь для рамных конструкций потолочных окон, поручней и других вспомогательных элементов. Дерево несет лишь эстетическую нагрузку, и установлено в виде брусов на фасадах зданий, символизируя некую корневую систему всего комплекса. Принятые решения были призваны объединить жесткость городских форм с природными образами .

Характеристика функциональных процессов, протекающих в здании

В старшем блоке проходят основные учебные процессы для 5-9,10-11 классов. На первом этаже расположены мастерские и аудитории изучения технологий. с С-З фасада здания расположена опытно-хозяйственная зона представляющая собой оранжерею бионической формы. На втором этаже здания расположены помещения лабораторий и специализированные помещения для изучения иностранных языков, информатики и учительская. На третьем этаже расположены стандартные учебные аудитории. Блок имеет два основных пожарных выхода, а так же пожарные выходы в специализированных помещениях на первом этаже (мастерская по обработке материалов).

Общеобразовательная школа. Визуализация вида с нижней площади

В общественном блоке находятся административные и презентационные помещения. Блок вмещает в себя библиотеку, спортзал, актовый зал, столовую с кухонным блоком, медицинский блок, административную зону, гараж. Загрузка в кухонный блок осуществляется с юго-западного фасада. Так же общественный блок оснащен двумя основными пожарными выходами помимо эвакуационных выходов в спортивной, административной зонах и зоне актового зала. Общественный блок имеет входную группу с тамбуром. Вход приводит в атриумное пространство несущее рекреационную функцию.
В младшем блоке находятся все помещения, требуемых для учебно-образовательного процесса 1, 2-4 классов общеобразовательной школы. Так же оснащен двумя основными пожарными выходами, помимо пожарных выходов их спальни, игровой и спортивного зала. Атриумное пространство, имеющее лестничную клетку выполняет функцию зоны отдыха.

Общеобразовательная школа. Подача

Создание безбарьерной среды

Все надземные и подземные конструкции оснащены лифтовыми вертикальными коммуникациями, так же все входные группы оснащены пандусами. Внешние вертикальные коммуникации оснащены открытыми подъемниками для свободного перемещения инвалидов по территории парковой зоны, а так же от блока к блоку.

О себе:

Макутов Станислав Александрович (12 января 1989)
г. Уфа (Республика Башкортостан)
Тел. : 8 927 923 37 28
Email: [email protected]
Окончил Башкирский архитектурно-строительный колледж (2012 г.)

Работа Макутова Станислава опубликована

здесь Группа Архиновостей ВКонтакте, здесь Страница Архиновостей в Facebook и здесь Страница Архиновостей на Google+.

Источник: www.arhinovosti.ru.





Комментариев нет

Оставить комментарий

Для отправки комментария Вы должны авторизоваться.
Войти на сайт



Рубрика "Архитектура" — новые публикации: